Товарооборот между Россией и Китаем в 2024 году должен составить 300 млрд долл.
Достижимость озвученной цели подтверждают и масштаб
экспозиций, и активность участников, и тональность диалога
представителей стран в рамках деловой программы обеих выставок,
которые прошли с 30 октября по 1 ноября 2023 года в ЦВК
«Экспоцентр» в Москве.
Уже в первый день число посетителей выставок превысило пять тысяч
человек. Особенно важно отметить, что интерес и посещаемость обеих
площадок держались на самом высоком уровне, начиная с момента
открытия и до самого финала. Этому есть конкретные причины.
Автопром и АПК — приоритетные отрасли сотрудничества
Как отметил заместитель председателя российской части Российско-
Китайской Палаты Владимир Колесников, Россия стала крупнейшим
покупателем китайского автопрома, а продукция отечественного АПК –
приоритетное направление в развитии международной торговли. На
важность развития приоритетных направлений в двухстороннем порядке
обратил внимание в своем выступлении и Полномочный Министр
Посольства КНР В РФ Лю Сюесун.
В свою очередь, вице-президент – управляющий директор управления
международного двустороннего сотрудничества РСПП Сергей
Красильников заявил, что в настоящее время российских
промышленников волнует, во-первых, необходимость заключения
полноценного торгового соглашения, которого между Россией и Китаем
по ряду причин до сих пор нет. «Такое соглашение выведет
сотрудничество на новый качественный, уровень, включая
экономический и политический», - уверен эксперт.
Второй вопрос, над решением которого важно оперативно потрудиться,
по мнению Сергея Красильникова, это проработать логистику. «По-
прежнему половина пропускных пунктов закрыты. Прогнозируя
увеличение количества грузов и по весу, и по стоимости в ближайшей
перспективе, нам уже сейчас пора задуматься, как улучшить логистику
взаимной торговли. И в ходе выставки все эти вопросы мы успели
обсудить» - сообщил вице-президент РСПП.
Огромный потенциал для развития экономических связей между
нашими странами подчеркнул в своем выступлении и Председатель
Союза китайских предпринимателей в России Чжоу Лицюнь.
Высокий гость напомнил, что в марте этого года была создана дорожная
карта по развитию российско-китайских отношений. И за три прошедших
квартала двухсторонний товарооборот превысил 186 млрд долларов,
увеличившись на 30%. А в области машиностроения за 9 месяцев
показатель вырос на 86% и на 112% выросла продажа тяжелой техники.
Открытый диалог с бизнесом и поиск возможностей
В этом году впервые со времен пандемии китайские делегаты
приняли участие в круглых столах по вопросам развития
сельскохозяйственной, нефтегазовой отраслей, рынков
металлообработки и оборудования. В течение трех дней в рамках China
Machinery Fair проходили практикумы и сессии в формате открытого
диалога.
В числе остро-дискуссионных вопросов были инновации в сельском
хозяйстве и эффективная защита окружающей среды,
сотрудничество в производственной, исследовательской и опытно-
конструкторской сфере, сотрудничество с автопроизводителями из
Китая.
Главной темой большинства выступлений звучала идея о поиске новых
возможностей для взаимодействия в стратегически важных областях
промышленности. Аналитики рынков, представители профильных
ассоциаций, бизнеса и госструктур обсудили построение эффективного
торгово-промышленного взаимодействия между российскими
регионами и провинциями Китая.
В частности, о наиболее успешных кейсах экономической, торговой и
промышленной кооперации России и Китая рассказали председатель
Российско-Китайской Гильдии Коммерции Павел Кипарисов, глава
Торгово-Экономического Представительства Провинции Цзянсу КНР в
РФ и СНГ Цзя Инькэ. Актуальную отраслевую аналитику представил
председатель Экспертного Совета Российско-Китайской палаты и глава
Евразийского Центра высоких технологий Владимир Ремыга.
Все участники согласились с необходимостью оперативного
выстраивания цепочек поставок машинно-технической и
авиационной продукции, ориентированных не только на российских и
китайских партнеров, но и на заинтересованных предпринимателей мира.
Смена лидеров и потребительских приоритетов
Очевидно, что китайские бренды становятся все более узнаваемы на
российском рынке. Об этом свидетельствует увеличение
товарооборота электронных и прочих потребительских товаров: в
этом году китайская продукция вышла на первое место по популярности
у россиян – в частности, до 43% выросла доля покупок бытовой
техники и электроники китайских брендов.
Наглядный пример: сменился лидер в категории «телевизоры» - им стала
компания Haier, вместо южнокорейского Samsung, который удерживал
первую позицию на протяжении почти десяти лет.
«Производственные гиганты из Цзянсу, Гуандуна, Шаньдуна и Чжэцзяна
обладают передовыми технологиями и демонстрируют россиянам
высокий технический уровень», - прокомментировал заместитель
председателя Китайской части Китайской Палаты по импорту и
экспорту машинно-технической и электронной продукции (CCCME)
Ши Юнхун.
Кстати, руководители и менеджеры крупных китайских предприятий
одними из первых оценили масштабы выставок, благодаря участию в
специальном туре по экспозициям. В ходе которого представилась
возможность познакомиться с потребительскими товарами самого
широкого ряда: от керамической посуды и парфюма до
сельскохозяйственных беспилотников и умной бытовой техники.
Причем, презентации не ограничивались возможностями
роботизированных пылесосов. Например, на стенде компании Dreame
Innovation Technology (Suzhou) Co.,Ltd. можно было пожать
телескопическую лапу робособаки – гаджета, имитирующего
домашнего питомца. Сенсорный модуль позволяет роботу в режиме
реального времени ориентироваться в пространстве, а двигатель
вычислительной мощности Dreame AI Sage – точно определять
окружающие предметы и планировать безопасный маршрут. Благодаря
встроенной эмоциональной системе DreameDog, как уверяют его
разработчики, умеет пользоваться зрением и слухом, понимать эмоции
человека и выражать свои, почти как настоящий питомец.
Объявлены самые смелые прогнозы
«Разнообразие товаров, представленных на прошедших выставках, и
готовность к диалогу компаний-участниц – вот залог роста
товарооборота между Китаем и Россией» - такую формулу
эффективности вывел президент «Деловой России» Борис Титов.
Примечательно, что тоже впервые в этом году, в рамках выставки
качественных потребительских товаров из Китая International / China
Commodity Fair, принял участие крупнейший маркетплейс
РоссииWildberries. В обычной жизни встретиться лично с экспертами
площадки довольно сложно. А посетителям выставки представилась
такая уникальная возможность — задать вопросы о работе
маркетплейса сотрудникамWildberries напрямую.
Причем, это могли сделать как интересующиеся развитием бизнеса на
торговой платформе, так и покупатели. Для тех, у кого есть желание
развивать свой бизнес на маркетплейсах, все дни выставки International /
China Commodity Fair проходили деловые мероприятия - форум,
конференции, мастер-классы и дискуссии. Благодаря такому
многообразию и выбору активных форматов все заинтересованные
участники смогли получить информацию и аналитику из
авторитетных источников, а также возможность расширить
партнерские связи.
«В этом году мы привезли более трехсот китайских компаний. И
надеемся, что здесь каждый участник – как со стороны России, так и
Китая – встретит своего потребителя и партнера», -
прокомментировал генеральный директор Gefera Media Сергей
Горский.
По мнению экспертов, «кворум» по посещению выставок в этом сезоне
представляет широкие возможности для поиска партнеров в
освобождающихся нишах в нашей стране и для расширения
кооперации в различных сферах промышленного и потребительского
производства.
Это вселяет надежду, что в ближайшее время российско-китайские
связи не только окрепнут, но и будут содействовать росту
благосостояния обеих стран. К тому же представители бизнеса России и
Китая сошлись на том, что двухсторонний товарооборот в следующем
году должен составить 300 млрд долларов. Такой показатель обе
стороны считают вполне достижимым. И свой вклад в развитие
российско-китайской бизнес-кооперации призваны внести прошедшие
выставки China Machinery Fair и International / China Commodity Fair.