Отрасли промышленности России усилят за счет цифровых кафедр
Одной из центральных тем секции «Цифровые образовательные сервисы – ключ к
успешному будущему, которая была организована в рамках «Дня цифровизации» на
выставке «Россия» на ВДНХ, стала проблематика внедрения цифровых технологий в
различных отраслях промышленности и экономики страны в целом. Эксперты пришли к
выводу, что драйвером развития цифровой трансформации в различных отраслях в РФ
может стать национальная программа «Цифровые кафедры», реализация которой
началась в вузах России в 2022 году.
Выступивший в пленарной сессии «Дня цифровизации»председатель правительства РФ
Дмитрий Чернышенкоотметил, что цифровая трансформация является одной из пяти
национальных целей развития страны до 2030 года и по ней уже достигнуты
существенные результаты. Так, сегодня цифровая зрелость превысила показатель 74%, в
прошлом году в онлайн перевели все запланированные социально значимые услуги, а
затраты на ИТ превысили 540 млрд рублей. Число пользователей портала госуслуг
увеличилось почти в два раза и достигло 109 миллионов человек.
О том, насколько важны информационные технологии для отраслевой экономики страны,
эксперты продолжили обсуждение в рамках образовательного трека «Все профессии
важны: почему в ИТ нужно разбираться и строителю, и медику». Докладчики представили
цифровые кафедры и кейсы обучения цифровым компетенциям в вузах по кластерам
«Медицина», «Агропромышленный комплекс», «Искусство и культура», «Финансовые
услуги» и «Транспорт». В мероприятии приняли участие студенты 11 вузов.
Проект «Цифровые кафедры» был инициирован Министерством науки и высшего
образования и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.
Он направлен на создание возможностей для повышения квалификации в сфере
информационных технологий среди обучающихся в университетах-участниках программы
«Приоритет 2030». Цель проекта – обеспечение приоритетных отраслей экономики
высококвалифицированными кадрами, обладающими современными цифровыми
компетенциями. В 2022 году в проекте участвовало 114 университетов, которые
реализовали более 490 дополнительных профессиональных программ
профессиональной переподготовки на Цифровых кафедрах. В рамках проекта для
обучения на цифровых кафедрах было зачислено более 112 тыс. студентов. К 2024 году
обучение пройдут 210 тыс., а к 2030 году – 900 тысяч человек.
Какотметилзамминистра цифрового развития, связи массовых коммуникаций РФ
Сергей Кучушев, цель проекта «Цифровые кафедры» – дать студентам не просто
цифровые компетенции, а помочь применять их в решении прикладных
профессиональных задач.«Мы видим, что на сегодняшний день проект уже
предоставил студентам возможность реализовать свои уникальные передовые идеи.
Проект «Цифровые кафедры» продолжает развиваться. Так, в 2023 году на обучение
было зачислено более 170 тысяч студентов, а наш первый выпуск составил более 86
тысяч. Мы с интересом наблюдаем за их успехами», – сказал он.
В обсуждении также приняли участие руководитель цифровой кафедры Тимирязевской
академии Олег Моторин и ИТ-практик, бизнес-партнер по реализации программ, директор
по развитию бизнеса в АПК компании К2Тех Александр Эдер.
О том, что информационные технологии необходимы, в частности, для развития
агропромышленного комплекса РФ, подтверждают эксперты рынка. По данным
Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), сегодня сельское хозяйство находится на
четвертой позиции рейтинга по перспективам внедрения новых технологий, после
успешному будущему, которая была организована в рамках «Дня цифровизации» на
выставке «Россия» на ВДНХ, стала проблематика внедрения цифровых технологий в
различных отраслях промышленности и экономики страны в целом. Эксперты пришли к
выводу, что драйвером развития цифровой трансформации в различных отраслях в РФ
может стать национальная программа «Цифровые кафедры», реализация которой
началась в вузах России в 2022 году.
Выступивший в пленарной сессии «Дня цифровизации»председатель правительства РФ
Дмитрий Чернышенкоотметил, что цифровая трансформация является одной из пяти
национальных целей развития страны до 2030 года и по ней уже достигнуты
существенные результаты. Так, сегодня цифровая зрелость превысила показатель 74%, в
прошлом году в онлайн перевели все запланированные социально значимые услуги, а
затраты на ИТ превысили 540 млрд рублей. Число пользователей портала госуслуг
увеличилось почти в два раза и достигло 109 миллионов человек.
О том, насколько важны информационные технологии для отраслевой экономики страны,
эксперты продолжили обсуждение в рамках образовательного трека «Все профессии
важны: почему в ИТ нужно разбираться и строителю, и медику». Докладчики представили
цифровые кафедры и кейсы обучения цифровым компетенциям в вузах по кластерам
«Медицина», «Агропромышленный комплекс», «Искусство и культура», «Финансовые
услуги» и «Транспорт». В мероприятии приняли участие студенты 11 вузов.
Проект «Цифровые кафедры» был инициирован Министерством науки и высшего
образования и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.
Он направлен на создание возможностей для повышения квалификации в сфере
информационных технологий среди обучающихся в университетах-участниках программы
«Приоритет 2030». Цель проекта – обеспечение приоритетных отраслей экономики
высококвалифицированными кадрами, обладающими современными цифровыми
компетенциями. В 2022 году в проекте участвовало 114 университетов, которые
реализовали более 490 дополнительных профессиональных программ
профессиональной переподготовки на Цифровых кафедрах. В рамках проекта для
обучения на цифровых кафедрах было зачислено более 112 тыс. студентов. К 2024 году
обучение пройдут 210 тыс., а к 2030 году – 900 тысяч человек.
Какотметилзамминистра цифрового развития, связи массовых коммуникаций РФ
Сергей Кучушев, цель проекта «Цифровые кафедры» – дать студентам не просто
цифровые компетенции, а помочь применять их в решении прикладных
профессиональных задач.«Мы видим, что на сегодняшний день проект уже
предоставил студентам возможность реализовать свои уникальные передовые идеи.
Проект «Цифровые кафедры» продолжает развиваться. Так, в 2023 году на обучение
было зачислено более 170 тысяч студентов, а наш первый выпуск составил более 86
тысяч. Мы с интересом наблюдаем за их успехами», – сказал он.
В обсуждении также приняли участие руководитель цифровой кафедры Тимирязевской
академии Олег Моторин и ИТ-практик, бизнес-партнер по реализации программ, директор
по развитию бизнеса в АПК компании К2Тех Александр Эдер.
О том, что информационные технологии необходимы, в частности, для развития
агропромышленного комплекса РФ, подтверждают эксперты рынка. По данным
Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), сегодня сельское хозяйство находится на
четвертой позиции рейтинга по перспективам внедрения новых технологий, после
строительства, страхования и торговли. И по прогнозам экспертов АЕБ, благодаря
цифровизации в ближайшие пять лет доход агросектора увеличится на 1,5 трлн рублей.
«Сама отрасль стремительно цифровизируется, что означает для будущих
выпускников возможность занять свободные профессиональные ниши и определять
развитие целых направлений в агропромышленном комплексе как с точки зрения
наемного труда, так и с точки зрения предложения отраслевому рынку релевантных
ИТ-решений. Главное, на что нужно ориентироваться при выборе программы
цифровой кафедры – это максимальное соответствие изучаемых дисциплин и
получаемых цифровых компетенций внутренним потребностям слушателя и его
видению профессионального развития», – считаетАлександр Эдер.
По словамОлега Моторина, проект цифровых кафедр успешен и этот успех обоснован.
«Во-первых, это наличие отраслевой экспертизы как у штатных преподавателей,
так и у экспертов от индустриальных партнеров. Во-вторых, это взаимодействие с
топовыми спикерами из ИТ-бизнеса, которые позволяют слушателям повысить
бизнес насмотренность и понимание того, в каких компетенциях более всего
заинтересован бизнес как работодатель или заказчик проектов. В-третьих, это
возможность предоставить студентам цифровой кафедры лучшую лабораторную
базу университета для проведения исследований и запуска отраслевых ИТ-
стартапов. В-четвертых, это необходимость административной поддержки от
руководства, что позволяет создавать больше социальных и профессиональных
«лифтов» для ребят, обучающихся на программах цифровой кафедры», – продолжил
он.
Говоря о Тимирязевской академии, Олег Моторин сообщил, что проект цифровых кафедр
позволяет реализовывать не только образовательные продукты, но становится
драйвером цифрового развития Университета:«Участие в проекте позволило нам
выйти на уровень создания Исследовательского центра прикладных систем
искусственного интеллекта в агропромышленном комплексе. Это создает опции для
дальнейшего развития отраслевых ИТ-проектов креативных слушателей цифровой
кафедры».
О компании
К2Тех — эксперт ИТ-рынка в области системной интеграции, разработки программных
решений и сервисной поддержки. Более 17 лет реализует проекты в области инженерной,
аппаратной и программной инфраструктуры, информационной безопасности и бизнес-
приложений.
цифровизации в ближайшие пять лет доход агросектора увеличится на 1,5 трлн рублей.
«Сама отрасль стремительно цифровизируется, что означает для будущих
выпускников возможность занять свободные профессиональные ниши и определять
развитие целых направлений в агропромышленном комплексе как с точки зрения
наемного труда, так и с точки зрения предложения отраслевому рынку релевантных
ИТ-решений. Главное, на что нужно ориентироваться при выборе программы
цифровой кафедры – это максимальное соответствие изучаемых дисциплин и
получаемых цифровых компетенций внутренним потребностям слушателя и его
видению профессионального развития», – считаетАлександр Эдер.
По словамОлега Моторина, проект цифровых кафедр успешен и этот успех обоснован.
«Во-первых, это наличие отраслевой экспертизы как у штатных преподавателей,
так и у экспертов от индустриальных партнеров. Во-вторых, это взаимодействие с
топовыми спикерами из ИТ-бизнеса, которые позволяют слушателям повысить
бизнес насмотренность и понимание того, в каких компетенциях более всего
заинтересован бизнес как работодатель или заказчик проектов. В-третьих, это
возможность предоставить студентам цифровой кафедры лучшую лабораторную
базу университета для проведения исследований и запуска отраслевых ИТ-
стартапов. В-четвертых, это необходимость административной поддержки от
руководства, что позволяет создавать больше социальных и профессиональных
«лифтов» для ребят, обучающихся на программах цифровой кафедры», – продолжил
он.
Говоря о Тимирязевской академии, Олег Моторин сообщил, что проект цифровых кафедр
позволяет реализовывать не только образовательные продукты, но становится
драйвером цифрового развития Университета:«Участие в проекте позволило нам
выйти на уровень создания Исследовательского центра прикладных систем
искусственного интеллекта в агропромышленном комплексе. Это создает опции для
дальнейшего развития отраслевых ИТ-проектов креативных слушателей цифровой
кафедры».
О компании
К2Тех — эксперт ИТ-рынка в области системной интеграции, разработки программных
решений и сервисной поддержки. Более 17 лет реализует проекты в области инженерной,
аппаратной и программной инфраструктуры, информационной безопасности и бизнес-
приложений.