Отрасли промышленности России усилят за счет цифровых кафедр

 
Одной из центральных тем секции «Цифровые образовательные сервисы – ключ к
успешному будущему, которая была организована в рамках «Дня цифровизации» на
выставке «Россия» на ВДНХ, стала проблематика внедрения цифровых технологий в
различных отраслях промышленности и экономики страны в целом. Эксперты пришли к
выводу, что драйвером развития цифровой трансформации в различных отраслях в РФ
может стать национальная программа «Цифровые кафедры», реализация которой
началась в вузах России в 2022 году.
Выступивший в пленарной сессии «Дня цифровизации»председатель правительства РФ
Дмитрий Чернышенкоотметил, что цифровая трансформация является одной из пяти
национальных целей развития страны до 2030 года и по ней уже достигнуты
существенные результаты. Так, сегодня цифровая зрелость превысила показатель 74%, в
прошлом году в онлайн перевели все запланированные социально значимые услуги, а
затраты на ИТ превысили 540 млрд рублей. Число пользователей портала госуслуг
увеличилось почти в два раза и достигло 109 миллионов человек.
О том, насколько важны информационные технологии для отраслевой экономики страны,
эксперты продолжили обсуждение в рамках образовательного трека «Все профессии
важны: почему в ИТ нужно разбираться и строителю, и медику». Докладчики представили
цифровые кафедры и кейсы обучения цифровым компетенциям в вузах по кластерам
«Медицина», «Агропромышленный комплекс», «Искусство и культура», «Финансовые
услуги» и «Транспорт». В мероприятии приняли участие студенты 11 вузов.
Проект «Цифровые кафедры» был инициирован Министерством науки и высшего
образования и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.
Он направлен на создание возможностей для повышения квалификации в сфере
информационных технологий среди обучающихся в университетах-участниках программы
«Приоритет 2030». Цель проекта – обеспечение приоритетных отраслей экономики
высококвалифицированными кадрами, обладающими современными цифровыми
компетенциями. В 2022 году в проекте участвовало 114 университетов, которые
реализовали более 490 дополнительных профессиональных программ
профессиональной переподготовки на Цифровых кафедрах. В рамках проекта для
обучения на цифровых кафедрах было зачислено более 112 тыс. студентов. К 2024 году
обучение пройдут 210 тыс., а к 2030 году – 900 тысяч человек.
Какотметилзамминистра цифрового развития, связи массовых коммуникаций РФ
Сергей Кучушев, цель проекта «Цифровые кафедры» – дать студентам не просто
цифровые компетенции, а помочь применять их в решении прикладных
профессиональных задач.«Мы видим, что на сегодняшний день проект уже
предоставил студентам возможность реализовать свои уникальные передовые идеи.
Проект «Цифровые кафедры» продолжает развиваться. Так, в 2023 году на обучение
было зачислено более 170 тысяч студентов, а наш первый выпуск составил более 86
тысяч. Мы с интересом наблюдаем за их успехами», – сказал он.
В обсуждении также приняли участие руководитель цифровой кафедры Тимирязевской
академии Олег Моторин и ИТ-практик, бизнес-партнер по реализации программ, директор
по развитию бизнеса в АПК компании К2Тех Александр Эдер.
О том, что информационные технологии необходимы, в частности, для развития
агропромышленного комплекса РФ, подтверждают эксперты рынка. По данным
Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), сегодня сельское хозяйство находится на
четвертой позиции рейтинга по перспективам внедрения новых технологий, после
строительства, страхования и торговли. И по прогнозам экспертов АЕБ, благодаря
цифровизации в ближайшие пять лет доход агросектора увеличится на 1,5 трлн рублей.
«Сама отрасль стремительно цифровизируется, что означает для будущих
выпускников возможность занять свободные профессиональные ниши и определять
развитие целых направлений в агропромышленном комплексе как с точки зрения
наемного труда, так и с точки зрения предложения отраслевому рынку релевантных
ИТ-решений. Главное, на что нужно ориентироваться при выборе программы
цифровой кафедры – это максимальное соответствие изучаемых дисциплин и
получаемых цифровых компетенций внутренним потребностям слушателя и его
видению профессионального развития», – считаетАлександр Эдер.
По словамОлега Моторина, проект цифровых кафедр успешен и этот успех обоснован.
«Во-первых, это наличие отраслевой экспертизы как у штатных преподавателей,
так и у экспертов от индустриальных партнеров. Во-вторых, это взаимодействие с
топовыми спикерами из ИТ-бизнеса, которые позволяют слушателям повысить
бизнес насмотренность и понимание того, в каких компетенциях более всего
заинтересован бизнес как работодатель или заказчик проектов. В-третьих, это
возможность предоставить студентам цифровой кафедры лучшую лабораторную
базу университета для проведения исследований и запуска отраслевых ИТ-
стартапов. В-четвертых, это необходимость административной поддержки от
руководства, что позволяет создавать больше социальных и профессиональных
«лифтов» для ребят, обучающихся на программах цифровой кафедры», – продолжил
он.
Говоря о Тимирязевской академии, Олег Моторин сообщил, что проект цифровых кафедр
позволяет реализовывать не только образовательные продукты, но становится
драйвером цифрового развития Университета:«Участие в проекте позволило нам
выйти на уровень создания Исследовательского центра прикладных систем
искусственного интеллекта в агропромышленном комплексе. Это создает опции для
дальнейшего развития отраслевых ИТ-проектов креативных слушателей цифровой
кафедры».
О компании
К2Тех — эксперт ИТ-рынка в области системной интеграции, разработки программных
решений и сервисной поддержки. Более 17 лет реализует проекты в области инженерной,
аппаратной и программной инфраструктуры, информационной безопасности и бизнес-
приложений.