интервью руководителя Лидер Консалт

Логистика, как и любая другая сфера деятельности имеет свою проблематику, связанную с персоналом. Логистика и транспорт – довольно обширные отрасли как по своему функционалу, так и по составу задействованного персонала. Тем не менее, попробуем выделить какие-либо общие тенденции, наблюдаемые в данной отрасли.

Какова проблематика последних лет?

1. Дефицит низкоквалифицированного персонала. Проблема всех масс-ориентированных сегментов рынка. Работнику, задействованному на низкоквалифицированных специальностях свойственно чаще, чем персоналу более высокой квалификации, менять не только само место работы, но и в принципе отрасль, в которой он трудится. Как правило, на подобные специальности довольно низкий порог входа в профессию, что обуславливает вероятность ротации/текучки персонала в любой сфере, и транспортной логистике – в том числе. Учитывая, данный факт, мы понимаем, что на самом деле конкуренция за подобный персонал идет не только по отрасли, в которой работает компания, а по всему рынку в целом. Например, подсобный рабочий может трудиться на складе логистической компании, в магазине продовольственных товаров, на стройке, на заводе и т.д. Тем самым, дефицит такого персонала становится общерыночным. В допандемийные времена такой вопрос решался (часто в ущерб качеству услуг/товаров) привлечением мигрантов, которые осуществляли демпинг на рынке труда. Сейчас же мигрант зачастую «стоит» дороже, чем коренное население.

2. Оптимизация образовательных программ. Касается персонала всех областей. Особенно больно она ударила по средне-специальному образованию. Чаще всего в транспортно-логистических компаниях именно такие линейные специалисты составляют основной «костяк». Это водители, экспедиторы, логисты, диспетчеры, специалисты, обслуживающие технику и т.д. Постепенное планомерное закрытие колледжей/техникумов в моменте способствует уменьшению расходной части бюджета, но в перспективе порождает дефицит квалифицированного персонала. Сейчас, по сути, мы пожинаем плоды ошибок минувших лет. Например, дефицит профессиональных водителей является не только проблемой в РФ, но и в мире в целом.

3. Программы подготовки специалистов – еще одна боль. Почти всегда они не успевают за быстроразвивающимися сферами и обучают, используя материалы и методики даже не 5-ти летней давности, в то время как сама отрасль видоизменяется ежегодно. Цифровизация плотно окутала все сферы жизнедеятельности человека и в конечном итоге на рынке лидируют те компании, которые смогли максимально качественно преобразовать в цифру свои бизнес-процессы. А уже с этими глобальными цифровыми системами в рамках индустрии 4.0 должны работать специалисты и вот этому их и надо учить. В идеале взращивать персонал под себя.

4. Сокращение инвестиций в человеческий капитал. Ведущие мировые компании уже отметили для себя, что сокращение расходов на персонал – последняя ступень оптимизации, когда уже оптимизировать что-либо еще

не представляется возможным. Любая организация – это общество, совокупность людей, занимающихся единым делом. Чем профессиональнее команда – тем лучше результат. Профессиональные игроки рынка формируют свою команду, приглашая ведущих заграничных тренеров, инвестируя в человеческий капитал. К сожалению, не все компании следуют современным тенденциям, а пандемийная неопределенность заставляет топ-менеджмент принимать необдуманные решения. Стоит отметить, что на сегодняшний день развитие интернет-технологий позволяет персоналу развиваться и в удаленном формате.

5. Рост агрегаторных площадок. Безусловно, уберизация значительно упрощает ряд ежедневно происходящих процессов, однако, есть риск усиления скрытой монополизации ряда сфер. На мой взгляд, обычно возникает следующая цепь событий. Крупные инвестиции в новую отрасль, отвечающую запросам потребителей. Стремительный рост компании, оптимизация бизнес-процессов, инвестиции в человеческий капитал. Лоббирование своих интересов в стране зарождения компании. Выход на международный рынок, выдавливание конкурентов. Достижение статуса монополии де-факто. Стагнация, акцент на максимизации прибыли, оптимизация человеческого капитала. Грязные игры – выдавливание конкурентов, использование госресурса, переход к скрытой монополии (дробление бизнеса, создание компаний-номиналов, диктование своих условий новым участникам рынка). Сильная монополия не нуждается в квалифицированных специалистах, развивающих рынок, её нужда в огромном количестве исполнителей на простейшие базовые задачи.

Давайте же вспомним, что на самом деле важно. Не так давно состоялся примечательный мировой инцидент с огромным контейнеровозом «Ever Given» тайваньской компании «Evergreen». Сев на мель и застопорив в буквальном смысле очень важный с логистической точки зрения Суэцкий канал, он сбил на определенный период отлаженные процессы, выстроенные специалистами по УЦП (управление цепями поставок). Сама ситуация, по имеющейся информации, возникла не из-за каких-либо технических факторов, а из-за ошибок команды, человеческого ресурса компании «Evergreen». И человеческий же ресурс в виде смелого Египтянина на экскаваторе решил данную проблему. Закончить хочу советом: развивайте человеческий капитал, и он впоследствии кратно преумножит капитал финансовый.

 

Сергей Лукьяненко, руководитель «Лидер Консалт Рекрутинг»

https://www.lc-rus.com/